Памятник знаменитому писателю Виктору Астафьеву - 4-метровая бронзовая скульптура, водруженная на гранитный постамент - находится вблизи набережной Енисея, на площади Согласия у красноярского Музейного комплекса на Стрелке. Церемония открытия состоялась 19 ноября 2006 года и была приурочена к пятой годовщине со дня смерти литератора. Фигура развернута лицом к реке, в строну заповедника «Столбы» и деревни Овсянка, где прошло детство Виктора Петровича. Авторы работы - московский скульптор Игорь Линевич-Яворский и народный архитектор Арэг Демирханов - постарались воссоздать типичный жест Астафьева и колючее выражение лица, так свойственное ему при жизни. Скульптору удалось отобразить главные черты характера писателя: его энергичность и русскую «мужицкую простоту». Возможно, именно поэтому красноярцы считают, что фигура его получилась живой и очень реалистичной.
Между тем, судьба памятника довольно непростая. В конкурсе на разработку проекта принимали участие шесть авторских коллективов из разных городов России: Красноярска, Клина, Москвы. Жюри определило, что лучший эскиз принадлежит московскому скульптору Игорю Линевичу-Яворскому. Осенью 2005 года, после того, как объявили результаты, разгорелся скандал. Несколько друзей Астафьева выступили с заявлением, что их не устраивает такое решение. По их мнению, композиция красноярца Виктора Злоти, занявшая второе место, лучше. Затем они объявили о том, что соберут деньги на возведении альтерн ативного монумента по проекту Злоти на родине писателя в Овсянке. Впрочем, на этом неприятности у Яворского не закончились. Чуть позже, незадолго до Нового года российские СМИ сообщили о покушении на скульптора. К нему в Москву прилетела поклонница его творчества из Красноярска. Когда женщина поняла, что ее любовь не нашла ответа, она выстрелила в мастера из охотничьего ружья и ранила его. Однако к моменту открытия памятника Астафьеву Игорь Яв орский поправился и смог лично присутствовать на торжественной церемонии.
Кстати, в бронзе писатель представлен не только в Красноярске. В апреле 2004 года во дворе дома-музея Астафьева в Овсянке были установлены мемориальные скульптуры писателя и его жены: супруги сидят на лавочке в тени живых деревьев. Композиция работы Владимира Зеленова выполнена в натуральную величину и отлита на одном из красноярских заводов. В поселке есть еще и музей повести «Последний поклон», размещенный в реконструированном доме бабушки Виктора Астафьева. Между прочим, мемориальный комплекс в Овсянке занесён в число семи чудес Красноярского края. А на смотровой площадке недалеко от Дивногорска открыт памятник заглавному произведению Виктора Астафьева «Царь-рыба».
Впрочем, славу писателю принесли и другие его творения: «Прокляты и убиты», циклы рассказов «Пастух и пастушка», «Последний поклон», «Кража», «Печальный детектив». Удивительно, но он был из тех редких прозаиков, кого классиком называли еще при жизни. А в 50-х молодой Астафьев и сам не подозревал о том, что станет профессиональным литератором. Тогда, сторож колбасного завода, он пишет рассказ о гибели однополчанина. Небольшое произведение принесло первый успех и его пригласили работать в газету. Потом - переезд в Москву, известность, награды. Астафьев удостоен орденов трудового Красного Знамени, Дружбы народов, звания Героя социалистического труда, несколько раз становился лауреатом Государственной премии - последнюю присвоили уже посмертно.
К слову, Астафьев не хотел, чтобы после смерти ему пели дифирамбы и возводили монументы. Тем не менее, это происходит. Однако почитатели творчества красноярского писателя уверены, что главным памятником Виктору Астафьеву навсегда останутся его книги.